ГЛАВНАЯ

СМИ О НАС

НАПРАВЛЕНИЯ

Метод тыка: как открыть проекты в разных сферах и выбрать удачные

Разведка боем

«Запускать незнакомый бизнес — это нестрашно: для опытного предпринимателя незнакомым он может быть только в части продукта. А принципы управления бизнесом везде одни и те же», — говорит 43-летний предприниматель из Кирова Сергей Меринов, основатель группы компаний «Эвейл». Группа — живое подтверждение его слов: в нее входят ИТ-бизнес, швейное производство, производство натуральной косметики и компания по продаже медицинского оборудования. Общий оборот группы — около 350 млн руб. в год.

 

Первый предпринимательский опыт Меринов получил в начале 1990-х годов: из-за девальвации рубля деньги, которые мать молодого человека копила на квартиру, обесценились. Не дожидаясь, пока они окончательно потеряют в цене, она потратила их на покупку сыну компьютера. Когда школьнику надоели игры, он заинтересовался устройством персоналки. «В компьютерах того времени даже возможность расширить память отсутствовала, — вспоминает Меринов. — Я познакомился с хорошим электронщиком, и мы начали паять и продавать платы, расширявшие возможности ПК». К окончанию школы он зарабатывал больше матери.

 

К концу десятилетия возможности компьютеров выросли, платы Меринова оказались не нужны, и он занимался тем, что возил кировский сыр на продажу в Москву. В 2001 году знакомый гик научил предпринимателя заправлять и чинить принтеры. Меринов купил инструменты, запчасти и дал рекламу в газету. Так появился «Эвейл», который на заре существования был бизнесом по ремонту и обслуживанию оргтехники. К 2009 году в штате компании трудились уже 30 человек, а прибыль превысила 700 тыс. руб. в месяц.

 

«Все процессы были настроены, я мог даже не ходить в офис. Мне стало скучно», — рассказывает Меринов. Он решил открыть новый бизнес — швейное производство. Менее чем за 1 млн руб. купил оборудование и арендовал помещение на цокольном этаже жилого дома, нанял технолога, четырех швей и закройщика. Четкой идеи, что именно он будет производить, у предпринимателя не было. «Я спросил технолога, что будем шить. Она ответила: «Давай женское, его больше покупают», — вспоминает Меринов.

Сергей Меринов (Фото: из личного архива)

Поначалу производство выпускало ежемесячно около 1 тыс. вещей. На ткань в месяц уходило порядка 200 тыс. руб. Плюсом бизнеса была возможность продавать продукцию по всей стране. Вскоре предприниматель узнал и о минусах — магазины не хотели покупать одежду по предоплате и предлагали исключительно формат «под реализацию». Конкурировать по цене было очень трудно. Выход Меринов увидел в онлайн-торговле — в 2010 году запустил интернет-магазин Lacywear.ru, а потом потратил два года на его развитие. Все это время — до 2012-го — швейное производство работало в убыток, и Меринов финансировал его из прибыли от ИТ-бизнеса. Интернет-магазин позволил выйти на прибыль. На пике, в 2016 году, бизнес приносил свыше 2,5 млн руб. прибыли в месяц. Сейчас в компании трудится 150 человек, а ее оборот превышает 150 млн руб. в год.

 

В 2014 году, когда швейное производство стабильно работало без участия владельца, Меринов снова задумался. «Я прочел про натуральную косметику и понял, что это направление с экспортным потенциалом», — говорит предприниматель. Из-за падения курса рубля идея казалась особенно привлекательной. По словам Меринова, концепция бренда появилась быстро: «Я ориентировался на экспорт в Китай, а там хорошо знают, что такое Сибирь. Поэтому решил производить натуральную косметику из сибирских растений». Ассортимент должен был состоять из базовых вещей: мыла, шампуня, бальзама и т.п.

 

Чтобы разработать рецепты первых косметических продуктов под маркой Siberina, Меринов обратился к преподавателям химфака Вятского госуниверситета, но те за три месяца так ничего и не придумали. «Либо мотивации и времени не хватило, либо к нам несерьезно отнеслись», — полагает предприниматель. Меринов стал искать технолога по объявлению и в итоге остановился на химике с подходящим хобби — тот варил дома косметику.

 

Разработка рецептур длилась два года. Только в конце 2016 года Меринов выложил в своем интернет-магазине первую линейку Siberina. «Мы внимательно отнеслись к обратной связи от покупателей, дорабатывали свою продукцию», — вспоминает Меринов. Продажники, в том числе из других направлений его бизнеса, продавали косметику в магазины России, Казахстана и Белоруссии. Однако малоизвестному бренду было сложно попасть в розничные сети. Тогда предприниматель обратился к крупным российским маркетплейсам — Wildberries, Ozon, Lamoda. Именно с них сегодня идет основная доля продаж косметики, которые в целом составляют 60 млн руб. в год.

 

Большая часть продается на российском рынке. Чтобы выйти на иностранного покупателя, Меринов завел аккаунт на маркетплейсе Alibaba. «Пока фурами или вагонами продукцию не экспортируем, — отмечает предприниматель. — Сертификация очень дорого стоит что в Китае, что в Европе». По этой же причине не получилось работать на маркетплейсе Amazon. Площадка требовала сертификат на косметику, выданный определенной компанией, но денег на это у Меринова не было.

 

Весной 2018 года предприниматель открыл новое направление — торговлю медицинским оборудованием. Найти для них медтехнику Меринова попросили его клиенты по ИТ-бизнесу — поликлиники. «Как выяснилось, очень сложно найти подрядчика, который выполнял бы обязательства. Очень много мелких контор, где один-два человека в штате: одну сделку сделали и пропали», — говорит предприниматель. Уже через три месяца новый бизнес вышел на прибыль. Оборот компании сегодня составляет 24 млн руб. в год. Владелец «Эвейла» видит в этом направлении большой потенциал: можно расти вширь и вглубь: не только поставлять технику по всей России, но и организовать собственное производство.

Как оценивать новую бизнес-идею

1

Сколько на ней можно заработать?

 

Более точно вопрос звучит так: можете ли вы заработать ту сумму, которую хотите? Цифра не должна быть фантастической — она напрямую зависит от объема рынка и маржинальности бизнеса. Например, если объем рынка — 10 млрд руб., то, даже заняв 1% рынка, вы получите выручку 100 млн. При маржинальности в 10% ваша прибыль составит 10 млн. Оценивайте ваши шансы по пессимистическому варианту, чтобы реальный результат получился более вдохновляющим.

2

Есть ли у вас продукт, который можно превратить в бренд?

 

Хороший бренд дает возможность устанавливать более высокую, чем у конкурентов, маржинальность и зарабатывать больше.

3

Поддается ли бизнес масштабированию?

 

Если вы собираетесь открыть бизнес по ремонту и обслуживанию оргтехники, будьте готовы к тому, что у вас не получится выйти даже за пределы родного города. Ищите более перспективные идеи.